 |
 |
 |
|
Механизм газораспределения и всё что с ним связано...
|
|
 |
 |
|
 |
 |
МЕХАНИЗМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ
Назначение механизма газораспределения (МГР) - управление процессом газообмена и обеспечение возможно лучшего наполнения
цилиндров. В современных четырехтактных двигателях применяют в основном клапанные механизмы газораспределения,
характеризующиеся простотой конструкции, малой стоимостью изготовления и ремонта, хорошим уплотнением камеры сгорания и
надежностью в работе.
Основные типы механизмов газораспределения.
Широкое распространение получили конструкции двигателей с двухклапанными МГР, включающие в себя один впускной и один выпускной клапаны
(рис 1 и 2.). В двигателях с цилиндрическими и клиновидными камерами сгорания клапаны располагаются в один ряд вдоль оси блока (рис 1). |
 |
рис 1.
Однородное расположение двух клапанов на один цилиндр;
а,в - впускные и выпускные клапаны чередуются;
б - впускные и выпускные клапаны расположены попарно;
|
Впускные и выпускные клапаны чередуются (рис 1. а) или располагаются попарно
(рис. 1, 6). В последнем случае впускные клапаны соседних цилиндров могут иметь один общий или
раздельные патрубки для каждого клапана (рис 1. а, в). Двухрядное расположение клапанов (рис 2)
применяют в двигателях с искровым зажиганием (ДсИЗ), имеющих шатровые или полусферические камеры сгорания.
В дизелях двухрядное расположение клапанов обычно не применяется в связи с трудностью
размещения форсунок в местах, удобных для обслуживания. В двигателях с искровым зажиганием и однорядным
расположением клапанов впускной и выпускной трубопроводы могут быть размещены как с одной стороны головки
цилиндров (рис 1. а, б), так и с обеих сторон (рис 1. в). В двигателях с двухрядным расположением
клапанов и в V-образных двигателях трубопроводы располагаются по обе сто-роны головки цилиндров (рис. 2). |
 |
рис 2.
Двухрядное расположение двух клапанов (а,б) на один цилиндр;
|
Все большее распространение получают конструкции механизма газораспределения с тремя (рис. 3) и четырьмя
клапанами на один цилиндр (рис. 4). Это позволяет увеличить площади проходных сечений клапанов при
уменьшении их размеров. С уменьшением диаметра головки клапана увеличивается ее жесткость и улучшается
охлаждение. Одновременно снижается инерционная нагрузка на детали механизма газораспределения. |
 |
рис 3.
Варианты (а,б) расположения трех клапанов на один цилиндр;
|
Трехклапанные механизмы выполняются с одним выпускным клапаном большого диаметра и двумя впускными (рис. 3, а)
или с одним впускным большого диаметра и двумя выпускными (рис. 3, б).
При установке четырех клапанов на один цилиндр (рис. 4) одноименные клапаны могут располагаться вдоль
продольной оси блока (рис. 4, а) или в двух рядах (рис. 4, б). При двухрядном расположении стержень выпускного
клапана, расположенного со стороны выпускного патрубка, подвергается интенсивному нагреву. С этим связано
более широкое распространение конструкций с расположением одноименных клапанов в различных рядах. |
 |
рис 4.
Варианты (а,б) расположения четырех клапанов на один цилиндр;
|
На поршневых четырехтактных карбюраторных, и оснащённых системами впрыска топлива, двигателях впуск горючей смеси
и выпуск отработавших газов осуществляются
клапанами, которые могут иметь нижнее или верхнее расположение. При нижнем
расположении клапаны устанавливают в блоке цилиндров (у двигателей ГАЗ-52-04, ЗИЛ-157КД), (поскольку такой способ расположения
клапанов является анахронизмом, рассматривать в этом материале я его не буду), а при верхнем -
в головке цилиндров (у двигателей автомобилей ЗИЛ-130, КамАЗ-5320, ГАЗ-24-10 <Волга>, ВАЗ-2108 <Спут-ник> и др.). |
Современные двигатели обычно имеют газораспределительные механизмы с верхним расположением клапанов, так как
в этом случае камера сгорания получается компактной, улучшается наполнение цилиндров,
упрощается регулировка клапанов и значительно уменьшаются потери тепла с охлаждающей жидкостью. |
При верхнем расположении рас-пределительного вала (рис. 5, 6) от-сутствуют толкатели и штанги, присущие конструкциям
с нижним расположением распределительного вала, вслед-ствие чего уменьшаются масса и инерционные силы клапанного меха-низма,
что дает возможность увеличить частоту вращения коленчатого вала и уменьшить уровень шума при работе двигателя. |
 |
рис 5.
Газораспределительные механизмы двигателей с верхним
расположением распределительных валов автомобилей:
а - ВАЗ-2101, -21213 <Жигули>; б - <Москвич-21412>
;
|
В двигателях автомобилей ВАЗ (с приводом на задние колеса) (рис. 5, а) распределительный вал расположен в отдельном
картере на головке 2 блока цилиндров и вра-щается в подшипниках
скольжения. Привод к клапанам 1, размещенным в один ряд, осуществляется непосредственно от кулачков 4
распределительного вала через одноплечие рычаги (рокеры) 3. Одним концом одноплечий рычаг опирается на
стержень клапана, другим - на сферическую головку болта 5 и удерживается на ней при помощи шпилечной пружины 7.
В двигателях автомобилей семей-ства <Москвич> (рис. 5, б) клапаны 1 расположены
в два ряда и приводятся в действие коромыслами 9 от кулачков 4 распределительного вала. Для регулировки теплового
зазора в клапанах служит регулировочный болт 5 с контргайкой 6, который связан со сферическим наконечником 8.
В двигателях переднеприводных автомобилей ВАЗ-2108 <Спутник>, ВАЗ-2109 верхний распределительный вал установлен в отдельном корпусе 10
(рис. 6), расположенном на головке цилиндров 2, в которую запрессованы чугунные седла 14 и направляющие
втулки 13 клапанов 1. Верхняя часть втулок уплотняется металлорезиновыми маслоотражательными колпачками 12.
Клапаны 1 приводятся в действие непосредственно кулачками 4 через цилиндрические толкатели 15
без промежуточных рычагов. В гнездах толкателей находятся шайбы 11 для регулировки зазора h в клапанном механизме. |
 |
рис 6.
Газораспределительный механизм двигателя с верхним
расположением распределительного вала
автомобилей ВАЗ-2108 <Спутник>, ВАЗ-2109;
|
Привод распределительного вала |
Верхние распределительные валы приводятся в движение при помощи системы промежуточных валов
с коническими или винтовыми шестернями (рис. 7, а),
цилиндрическими шестернями (рис. 7, б), цепью (рис. 7, в) или зубчатым ремнем (рис. 7, г). |
 |
рис 7.
Привод к верхним распределительным валам:
1 - коленчатый вал; 2 - кулачковый вал; 3 - промежуточный вал; 4 - промежуточные ше-стерни;
5 - звездочка распределительного вала; 6 - цепь; 7 - успокоитель колебаний цепи;
8 - звездочка привода масляного насоса; 9 - звездочка коленчатого вала;
10 - башмак натяжителя цепи; 11 - натяжитель цепи;
|
Привод с промежуточными валами надежен в работе, но сложен в конст-руктивном отношении, требует тщательной регулировки зацепле-ния шестерен.
Передача из цилиндрических
шестерен имеет обычно большое их количество, что отрицательно сказывается на металлоемкости конструкции всего двигателя.
К достоинствам цепной передачи следует отнести: возможность передачи вращения при больших межцентровых расстояниях коленчатых и распределительных
валов; сравнительно малую шумность работы; простоту конструкции; снижение массы привода. Устанавливаются зубчатые и
втулочно-роликовые двухрядные цепи. Последние получили большее распространение вследствие меньшей их стоимости. Основными
недостатками цепного привода являются вибрация цепи при резко меняющихся нагрузках, а также износ и вытяжка цепи в процессе
эксплуатации. Поэтому для цепных приводов обязательными являются натяжные устройства (лениксы) и успокоители колебаний цепи.
На современных быстроходных двигателях широкое распространение получили передачи, в которых вместо цепи
используется зубчатый ремень, изготовленный из синтетических материалов со стеклонитяным или проволочным кордом. Привод с
зубчатым ремнем не требует смазки и отличается достаточной долговечностью, устойчивостью регулировок, невысокой стоимостью,
низким уровнем шума. От схода с цилиндрических зубчатых шкивов, включая и натяжной ролик, он предохраняется буртиками.
Существует ряд конструкций механизмов газораспределения, позволяющих оперативно изменить фазы газораспределения во время работы двигателя.
Для этого используются механизмы газораспределения с регулируемыми фазами подъема клапана, в которых моменты его открытия
и закрытия регулируются изменением взаимного положения оси вращения кулачка (распределительного вала) и оси качания рычага.
Выполняются они в двух вариантах. В первом варианте регулируемым элементом является распределительный вал 1
(рис. 8, а), вращающийся в эксцентричных отверстиях опор 2, угловое положение которых устанавливается исполнительным
устройством 3 в зависимости от частоты вращения коленчатого вала. Во втором варианте регулирование фаз осуществляется
(рис. 8, б) изменением положения рычага 4 относительно кулачков распределительного вала, вращающегося в неподвижных опорах. |
 |
рис 8.
Механизмы газораспределения с регулируемыми фазами;
|
Определение основных параметров механизма
газораспре-деления. Фазы газораспределения... |
Основным параметром, характеризующим работу механизма газораспределения, который позволяет судить не только о
величине проходного сечения клапана, но и о продолжительности его открытия, является <время-сечение>,
которым называется интегральная сумма произведений проходных сечений, открываемых клапаном, на время. Если известны <время-сечение> и
объем газов V = Vh·wv, поступающих в цилиндр при впуске, то средняя скорость поступления газов при впуске wг = V / Ф ... Далее следует много
всякого такого, знание чего в принципе ничего не изменит, если кому интересно, могу прислать книгу целиком (прим. SPY)......
Процессы впуска горючей смеси и выпуска отработавших газов (фазы газораспределения) обеспечиваются своевременным открытием и закрытием соответствующих клапанов (рис. 9).
Впускной клапан начинает открываться еще до начала такта впуска, т. е. до подхода поршня к ВМТ на расстояние, соответствующее
33° поворота коленчатого вала. Это необходимо для того, чтобы клапан полностью
открылся к тому моменту, когда поршень пойдет вниз. Тогда через впускное отверстие поступит больше свежей горючей смеси.
Закрывается впускной клапан с запаздыванием, т. е. после прохождения поршнем НМТ на расстояние, соответствующее 79° поворота
коленчатого вала. Вследствие инерционного напора струи горючая смесь
продолжает поступать в цилиндр, когда поршень уже начал движение вверх, и тем самым обеспечивается лучшее наполнение цилиндра.
Выпускной клапан начинает открываться еще до полного окончания рабочего хода, до подхода поршня к НМТ на расстояние, соответствующее
47° поворота коленчатого вала. В этот момент давление в цилиндре еще
довольно велико, и газы начинают интенсивно выходить из цилиндра, в результате чего их давление и температура быстро падают.
Это значительно улучшает очистку цилиндра от отработавших газов и предохраняет двигатель от
перегрева. Выпуск завершается, после прохождения поршнем ВМТ, т. е. когда коленчатый вал повернется еще на 17°(Приведённые параметры справедливы
для двигателя 21083). |
 |
рис 9.
Диаграмма фаз газораспределения автомобиля ВАЗ-21083;
|
Из диаграммы фаз газораспределения видно, что существует такой момент (в течение поворота коленчатого вала на 50°),
когда открыты одновременно оба клапана - впускной и выпускной. Из-за малого промежутка
времени перекрытие клапанов не приводит к проникновению отработавших газов во впускной трубопровод; наоборот, инерция
уходящего потока отработавших газов вызывает подсос горючей смеси в цилиндр, и тем самым улучшается его напол-нение. |
Материалы перепечатаны из учебного пособия "Н.А.Сокол, С.И.Попов. "ОСНОВЫ КОНСТРУКЦИИ АВТОМОБИЛЯ, Двигатели внутреннего сгорания." |
|
 |
 |
|
 |